Философия о ритме исторического процесса.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих людей. Основу исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом своеобразии изучает историческая наука.

Общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории стремится выявить философия истории.

Философия истории (историософия) – раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории занимается также прогнозированием будущего.

Социальные изменения – это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.

Типы изменений Философия о ритме исторического процесса. разнообразны и зависят от того, какие элементы общества в них вовлечены. В частности, изменениям могут подвергаться:

1) состав общества (распад в результате гражданской войны, депопуляция, вызванная голодом, эпидемиями, стихийными катастрофами);

2) структура (между социальными группами возникает неравенство; появляются новые центры власти; устанавливаются корпоративные или конкурентные связи);

3) функции (государство «уходит» из управления экономикой; происходит децентрализация управления высшими учебными заведениями; снижается роль церкви);

4) отношения между подсистемами (повышается роль духовной сферы, политика начинает определять экономику);

5) окружение (ухудшение экологии, различные природные катаклизмы, эпидемия СПИДа).

Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое Философия о ритме исторического процесса. состяние.

Скорость, темп исторического развития.

Закон ускорения развития общества (исторического времени) утверждает, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Эпоха первобытности (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих.

Мы сейчас переживаем наиболее экстенсивную и быструю урбанизацию, какую мир когда-либо видел. В 1850 г. только четыре города на планете имели население 1 000 000 или больше. К 1900 г. это число возросло до 19. Но к 1960 г. их было 141, и сегодня городское население в мире увеличивается со скоростью 6,5% в год…

Та же тенденция ускорения постоянно проявляется в потреблении человеком энергии… половина всей энергии, потребленной человеком за прошедшие 2000 лет, оказалась использованной Философия о ритме исторического процесса. за прошедшие сто лет…

Такие перемены в соотношении старого и нового воздействуют… подобно электрическому разряду, на привычки, убеждения и самовосприятие миллионов людей. Никогда в предыдущей истории это соотношение не изменялось так радикально за столь краткое мгновение времени».

18.3.4. Типы социальной динамики. Ритм исторического процесса.

1) Линейное движение истории.

Распространённым типом социальной динамики является линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития (прогресс и регресс).



2) Циклический тип социального движения.

Цикл (от греч. kyklos – круг) – 1) совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (напр., годовой цикл).

Александр Чижевский (1897-1964). «Физические факторы исторического процесса» (1924).

Существует связь между ритмом исторического процесса и Философия о ритме исторического процесса. 11-летними циклами солнечной активности.

Николай Кондратьев (1892-1938): продолжительные циклические процессы в экономике – волны длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева).

1 волна: подъём - 1789-1814, спад – 1814-1849;

2 волна: подъем – 1849-1873, спад – 1873-1896;

3 волна: подъём – 1896-1920, спад – 1920-1938;

4 волна: подъём – 1938-1955, спад – 1955-1973;

5 волна: подъём – 1973-2000, спад – 2000-???

Циклы в истории духовной культуры.

Здесь циклические процессы протекают синхронно кондратьевским волнам с периодом в 50 лет. Повышательной волне соответствует преобладание «аналитического» или «ренессансно-подобного» стиля в искусстве, высокий престиж знания, открытость внешним культурным влияниям, демократизм. Понижательная сопровождается «синтетическим» или «бароккоподобным» стилем, падением престижа знания, тягой общества к замкнутости, сепаратизму и авторитаризму. Переходы от одного стиля к другому связаны с кризисами, во время которых происходит эклектическое смешение Философия о ритме исторического процесса. разных художественных форм, отрицание старых и поиски новых средств, методов и путей развития искусства.

Илья Пригожин (Бельгия). Труды: «Порядок из хаоса» (1977).

Идея: Общество есть нелинейная система (как и другие сложные диссипативные системы):

1) Нелинейность – отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Малые по своим масштабам события могут породить грандиозные последствия (в фантастическом рассказе Брэдбери герой, отправившийся в прошлое, случайно губит бабочку, и это меняет ход истории его страны «эффект бабочки») => иглоукалывание, массаж.

2) Будущее неоднозначно определяется настоящим. Разветвление процесса на несколько возможных траекторий - бифуркация. Точка бифуркации – это точка ветвления, развилка (англ. fork - вилка). «Эффект бабочки» способен превратить мелкое уличное Философия о ритме исторического процесса. происшествие в толчок, переводящий стрелку исторического процесса на новый путь.


documentaifhxun.html
documentaififev.html
documentaifimpd.html
documentaifitzl.html
documentaifjbjt.html
Документ Философия о ритме исторического процесса.